На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече


Скачать 350.28 Kb.
НазваниеНа вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече
страница1/3
ТипДокументы
www.filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3

Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 11 - 12 февраля 2016г. в ОПК «БОР»

Блок «Вопросы».
1. Возможно ли введение в законодательство нормы, устанавливающей обязательство всех юридических лиц по раскрытию конечных бенефициарных владельцев (по аналогии с требованием к эмитентам ценных бумаг о раскрытии аффилированных лиц)?

ОТВЕТ БАНКА РОССИИ

В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах» (законопроект № 965365-6).

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон в части установления обязанности для юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, обновлять ее и хранить.

Данная норма направлена на усиление прозрачности деятельности юридических лиц, снижение рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации внесен проект федерального закона № 965365-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах».

Законопроектом предлагается установить обязанность юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах и представлению такой информации в уполномоченный орган, а также предусматривает ответственность юридических лиц за ненадлежащее раскрытие и представление указанной информации по запросам органов государственной власти.
2. Каким образом банки могут минимизировать риски применения санкций со стороны иностранных налоговых органов в случае, если в пользу клиентов, в отношении которых 173-ФЗ прямо запрещает сбор и передачу сведений (п.2 Ст.2), поступили платежи, представляющие собой доход от операций/ активов в иностранной налоговой юрисдикции?

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает особенности осуществления организациями финансового рынка финансовых операций на территории Российской Федерации с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 173-ФЗ организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Таким образом, полагаем, что организации финансового рынка самостоятельно выявляют лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, на которых распространяется соответствующее законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов с учетом положений статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ. При этом критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются организацией финансового рынка на основании Федерального закона № 173-ФЗ во внутренних документах.

Учитывая изложенное, а также поскольку цель Федерального закона № 173-ФЗ предоставить организациям финансового рынка механизм исполнения законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, по нашему мнению, разрешение данных вопросов находится в компетенции организации финансового рынка.
3. Согласно Приложению 1 Положения №499-П1, с целью идентификации физлиц Банк должен получить сведения о финансовом положении клиента. Какие документы могут свидетельствовать о финансовом положении физлица?

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

При этом, считаем, что перечень документов устанавливается организацией самостоятельно исходя из оценки риска клиента и проводимых им операций в соответствии с правилами внутреннего контроля.
4. Достаточно ли кредитной организации в целях исполнения требований Положения № 499-П получить от клиента устную информацию о присвоенном ему ИНН в случае, если свидетельство о постановке на налоговый учет у гражданина отсутствует?

Обязана ли кредитная организация проверить информацию об ИНН с использованием открытых информационных систем сайт ФНС России? Должна ли кредитная организация отказать клиенту в приеме на обслуживание в случае, если клиент не помнит ИНН, свидетельство о постановке на учет в наличии у него отсутствует и на сайте налоговой службы кредитная организация не смогла получить информацию об ИНН?

ОТВЕТ БАНКА РОССИИ

Учитывая, что норма, обязывающая устанавливать при идентификации клиента - физического лица присвоенный ему ИНН содержится непосредственно в Федеральном законе и содержит оговорку о том, что данные сведения устанавливаются при их наличии (то есть фактически не входят в число обязательных для идентификации/упрощенной идентификации клиента), полагаем, что данные сведения могут быть зафиксированы кредитной организацией в том числе со слов клиента либо не устанавливаться (если клиент не имеет либо не помнит свой ИНН).

Необходимость проверки представленной клиентом информации об ИНН (в устной форме либо с предоставлением свидетельства о постановке на налоговый учет) с использованием сайта ФНС России определяется кредитной организацией самостоятельно в ПВК по ПОД/ФТ.
5. Вправе ли кредитная организация принять на обслуживание иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случае предъявления указанным физическим лицом действующего патента? Следует ли кредитной организации проверять патент на сайте ФМС России, если клиент предоставляет вместе с патентом квитанции о внесении авансовых платежей, включая авансовый платеж за следующий месяц? Следует ли кредитной организации отказать иностранному гражданину в обслуживании, если сведения о патенте на сайте ФМС России отсутствуют?

ОТВЕТ БАНКА РОССИИ

Как следует из разъяснений ФМС России, в соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных гражданах) патентом является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Исходя из положений статьи 13.3 Закона об иностранных гражданах, патент может быть получен законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и подтверждает право иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона об иностранных гражданах срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, продлевается при выдаче иностранному гражданину патента либо при продлении срока действия патента. Вместе с тем, обращаем внимание, что патент не является документом, предоставляющим право пребывания на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что кредитная организация вправе принять на обслуживание иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случае предъявления указанным физическим лицом действующего патента при условии предъявления миграционной карты.

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ, идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организация использует:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, государственном реестре филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;

сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

иную информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация предоставлено право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6. Федеральным законом от 08 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Изменения внесены в части обязанностей банка по установлению сведений при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – физических лиц. А именно, банк обязан:

- получить информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с банком,

- на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации,

- а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества.

В то же время, Закон № 115-ФЗ не содержит обязательных требований документального подтверждения клиентом указанных сведений и заверения их собственноручной подписью.

В связи с вышеизложенным, будут ли исполняться указанные требования Закона № 115-ФЗ при условии включения соответствующих обязанностей в «Правила внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ПВК), при одновременном регулярном получении сведений при приеме на обслуживание и обслуживании от клиентов – физических лиц путем устного опроса сотрудниками банка и заполнением полученных сведений в электронную форму «Анкета клиента - физического лица» (утверждена в ПВК)?

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 № 375-П, кредитные организации при реализации ПВК по ПОД/ФТ должна обеспечить, в том числе документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ.

По нашему мнению, исполнение требований законодательства о ПОД/ФТ, должно подтверждаться соответствующими документами и (или) информацией в целях обеспечения доступности этой информации как сотрудникам кредитной организации для оценки деятельности клиента, так и надзорным органам в целях осуществления соответствующего контроля.
7. Пунктом 4.2. Положения № 499-П при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации - эквайера идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей. В указанном случае идентификация не проводится. В связи с вышеизложенным, допускается ли аналогичный порядок идентификации клиента (и необязательность идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца) также при совершении клиентом операции с использованием платежной (банковской) карты в подразделении банка - с участием уполномоченного сотрудника кредитной организации? Допустимо ли все вышенаписанное, в том числе, с учетом ответа на заданный вопрос, в кредитной организации, не являющейся эквайером, как без участия уполномоченного сотрудника банка, так и с его участием?

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА:

Пункт 4.2 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 15.10.2015 № 499-П, не предусматривает возможность идентификации клиента (и необязательность идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца) при совершении клиентом операции с использованием платежной (банковской) карты в подразделении банка - с участием уполномоченного сотрудника кредитной организации, а также проведение такой идентификации в кредитной организации, не являющейся эквайером, как без участия уполномоченного сотрудника банка, так и с его участием.

Вместе с тем, считаем возможным обраться в Банк России с целью получения разъяснений по применению вышеуказанного положения.
8. В силу п. 1, п. 3 ст. 859 Гражданского Кодекса РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время, при этом остаток по указанию клиента выдается (перечисляется) Банком не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

В свою очередь, согласно п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом исполнение заявления клиента о расторжении договора банковского счета с одновременным выполнением требований клиента о распоряжении остатком денежных средств, может повлечь нарушение Банком требований п. 1.6. Положения № 499-П, который обязывает банк при обращении клиента для проведения операции завершать обновление сведений об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце до ее проведения.

Вправе ли банк отказать в закрытии счета по заявлению клиента, в котором содержится распоряжение клиента об использовании остатка денежных средств на счете, в связи с тем, что клиентом не представлены документы, необходимые для обновления сведений, полученных ранее в целях идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобритателей, бенефициарных владельцев?
  1   2   3

Похожие:

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconДепартаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Департаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconОтветы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconБлок «Вопросы»
Ответы, предоставленные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ЦБ рф, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconОтветы, предоставленные Департаментом наличного денежного обращения...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconНа вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности...
Департаментом банковского регулирования ЦБ рф, на вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности лиц, системы...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconОтветы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconСправка о наличии (отсутствии) судимости, выдаваемая Министерством...
Ответы, предоставленные Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ рф, на вопросы...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconДиректор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие...
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля направляет ответы на актуальные вопросы банков – членов Ассоциации, поступившие...

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconВопросы, поступившие
Будут ли изменения по минимальным пороговым баллам егэ по учебным предметам в 2017 году?

На вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече iconОбщие вопросы
Список вопросов и предложений к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 13 14 февраля 2014г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.filling-form.ru

Поиск