Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике


НазваниеСоциально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике
страница1/9
ТипРеферат
www.filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Содержание
Введение

Глава 1. Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике

1.1 Понятие и структура железнодорожного транспорта в национальной экономике.

1.2 Этапы и условия развития железнодорожного транспорта в России.

1.3 Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта

Глава 2. Особенности развития железнодорожного транспорта в национальной экономике России

2.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта

2.2 Информатизация и новые информационные технологии на Приволжской железной дороге

2.3 Стратегия эффективности развития железнодорожного транспорта в экономике России

Заключение

Список литературы

Введение
Актуальность изучения темы экономической деятельности железнодорожного транспорта России, обусловлена его огромной социально-экономической ролью в экономике страны. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок.

Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Безусловно, для России, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему.

Российские железные дороги, играя ведущую роль в транспортном обеспечении и тарифном стимулировании экономического роста в стране, одновременно вносят значительный вклад в формирование федерального и региональных бюджетов.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. «Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта)». Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира, поэтому необходимо уделять особое внимание состоянию и качеству железнодорожных линий.

«Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации».

В своей дипломной работе рассматриваются такие вопросы, как:

1) Роль железнодорожного транспорта в экономике страны. Почему именно железные дороги являются самым необходимым видом транспорта в России и почему так важно развивать эту отрасль;

2) Какие проблемы на сегодняшний день существуют на железных дорогах, что делает государство для решения этих проблем, а также, что уже сделано к настоящему времени, какие успехи достигнуты;

3) Что планируется выполнить в будущем для того, чтобы железнодорожный транспорт стал более эффективным, ведь для ускорения экономического роста страны железнодорожный транспорт должен получить опережающее динамичное развитие в части расширения железнодорожной сети, модернизации существующей материально-технической базы и качественного повышения транспортной обеспеченности страны.

Цель работы – изучение экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России, показателей его деятельности.

Задачи исследования:

- дать понятие и охарактеризовать структуру железнодорожного транспорта в национальной экономике;

- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;

- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;

- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;

- описать процесс информатизации и деятельности новых информационных технологий на Приволжской железной дороге;

- раскрыть стратегии эффективности развития железнодорожного транспорта в экономике России.

Предмет исследования – отраслевая экономика России.

Объект исследования – экономика железнодорожного транспорта России.

Глава 1. Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике
1.1 Понятие и структура железнодорожного транспорта в национальной экономике
Российские железные дороги играют значительную роль в экономике России.

К железнодорожному транспорту относится структурный комплекс, состоящий их железнодорожных транспортных средств, сопутствующей производственной структуры, чья деятельность основана на осуществлении перевозок по железной дороге (рельсам). 1

Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). «Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок».

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.

Несмотря на то, что по многим показателям (таким как грузооборот, интенсивность движения и т.п.) российские железные дороги не уступают или даже опережают железные дороги других стран, сектор нуждается в реформировании. «Основными проблемами системы железных дорог являются неэффективная система регулирования, отсутствие конкуренции, высокий износ инфраструктуры и подвижного состава и отсутствие достаточного объема инвестиций, а также высокие социальные расходы.

Транспортный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. Он включает 1,5 млн. км. наземных путей сообщения. На транспорте работает 6,5% трудоспособного населения России. Стоимость основных производственных фондов транспорта составляет 27 % фондов страны, при этом доля транспортных издержек в конечной цене продукции промышленного и сельского хозяйства оценивается в 15-20%, достигая, по некоторым грузам, 50%. Удельный вес грузового транспорта во внутреннем валовом продукте России равен 9,7 % .2

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики. Транспорт не производит новой вещественной продукции и является во многих случаях продолжением процесса производства, а продукция транспорта – перевозка неотделима от процесса транспортного производства: её нельзя накопить, создать запасы. С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта (без учёта трубопроводного) превышает 80 %, а в пассажирообороте - более 40 %

О роли железнодорожного и других видов транспорта на рынке грузовых перевозок можно судить по данным (табл. 1.)
Таблица 1. 3

Грузооборот различных видов транспорта в 2008 году.




Грузооборот 2008 г

Справочно: 2007 к 2006, в %

Доля видов транспорта в общем грузообороте, в %

Доля видов транспорта в общем грузообороте без учёта трубопроводного, в %

млрд. т-км.

В % к 2007 г.

Грузооборот транспорта

4 947,0

100,6

102,4

100,0%

100,0%

в том числе:

железнодорожного

2 116,2

101,2

107,1

42,8%

85,2%

автомобильного

215,5

104,7

103,6

4,3%

8,7%

морского

84,6

130,1

105,6

1,7%

3,4%

внутреннего водного

63,5

73,9

99,2

1,3%

2,6%

воздушного

3,7

107,6

117

0,1%

0,1%

трубопроводного

2463,5

100,0

98,6

49,8%





Доля железных дорог в ВВП составляет 6,3 % или почти 65 % удельного веса транспорта в ВВП. Эти показатели свидетельствуют о том, что определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развитии экономики страны.

Железнодорожный транспорт - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Железнодорожный транспорт - необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость транспортируемой продукции. Отношение суммарных транспортных издержек и полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.

Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50%, железной руды и лесоматериалов - до 20%.

Транспорт зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве.

Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных показателях и в потреблении продукции других отраслей. Так, в валовом продукте на долю транспорта и связи приходится около 4%, а доля в основных производственных фондах страны составила 20%. Транспорт ежегодно потребляет 8-10% электроэнергии, 17% топлива, 25% проката, 10% шиноматериалов, произведенных в России.

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный - образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов (табл. 2)
Таблица 2.4

Рост протяженности путей сообщения Железнодорожного транспорта в Российской Федерации (тыс. км).

Вид транспорта

1980г.

1985г.

2000г.

2005 г.

2009 г.

Железнодорожные пути, всего

149,0

157,0

160,0

151,0

139,0

В том числе: общего пользования

83,0

85,0

87,0

87,0

86,0


В целом по России на 1000 км2 приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования — 5,0 км, внутренних судоходных путей — 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — более 31 км, магистральных трубопроводов— 12,5 км.

Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или района, размещения производительных сил, комплексности развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления.

Основное звено транспортной системы России — железнодорожный транспорт — обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а в также технико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте — автомобильного и воздушного. Соотношение видов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различных грузов.5
Таблица 3. 6
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconПрограмма страхования работников железнодорожного транспорта Разработана на основании
Настоящая Программа страхования "Работников железнодорожного транспорта" (далее по тексту – Программа) направлена на повышение уровня...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике icon"Налоговая система"
Социально-экономическая сущность таможенной пошлины и основы таможенного регулирования 9

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconИжевский филиал Казанского техникума железнодорожного транспорта...
«Казанский техникум железнодорожного транспорта» был создан Ижевский техникум железнодорожного транспорта – филиал государственного...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconПо дисциплине: Налоги и Налогообложение студентки
Тема: «Социально – экономическая сущность и методы взимания есн»… Факультет финансовый

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconОсновы государственного управления
Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconПравила перевозок пассажиров багажа и грузобагажа железнодорожным...
Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-фз "Устав железнодорожного...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconУчебник для студентов вузов железнодорожного транспорта
Управлением кадров, учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconПрактикум занятие Природная и социально-экономическая неоднородность...
...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconЗакон о внесении изменений в федеральный закон "устав железнодорожного...
Статья Внести в Федеральный закон от 10 января 2003г. №18-фз «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства...

Социально-экономическая сущность железнодорожного транспорта в национальной экономике iconГлава
Экономическая сущность залоговых операций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.filling-form.ru

Поиск